Каринэ Геворгян, известный российский политолог и востоковед, обсудила с нашим корреспондентом острые внешнеполитические события, ситуацию вокруг России и перспективы ее развития. Перед вами — начало разговора, продолжение на GEOFOR последует
— Каринэ Александровна, в одном из своих интервью вы сказали, что иногда читаете Писание прямо как политический подход к сегодняшним событиям. Как Вы пришли к такому методу геополитических прогнозов?
— Религиозный способ познания, отличается от научного принципиально только одним — он описывает начало и конец. Связано это с тем, что люди, которые создавали Писание или транслировали нам его, понимали глобальные тенденции и видели, чем это может завершиться. Например, существует религиозный запрет на ссудный процент в виде денежных средств. Ссудный процент в материальной форме — зерно — тоже ограничен, но не запрещен. Потому что создатели Писания понимали, какие будут итерации — деньги превратятся в «пшик», станут ничем, как сейчас цифровые деньги. Они не знали, что деньги будут называться цифровыми, но понимали саму тенденцию. Так же и в остальных направлениях.
Существует представление о равновесии (аналогия: закон сохранения энергии). И если перегружена какая-то составляющая, которая позволяет богатеть, идти вперед, доминировать, — маятник все равно качнется в другую сторону. Это они тоже понимали.
Я изучаю не столько Ветхий Завет, который мне помогает понять книга английского ученого Джеймса Джорджа Фрэзера «Фольклор в Ветхом Завете». Меня всегда больше интересовал Новый Завет. Ведь мы живем в последние времена — в Эсхатоне, и в событиях, описанных в четырех Евангелиях, в посланиях и в Деяниях Апостолов я вижу политическую составляющую. Эти люди ходили по земле, видели тех, от кого зависело что-либо в плане принятий решений — эту интригу надо понимать.
Я даже спрашивала на исповеди: не является ли чем-то запретным, что я задаюсь вопросами? Например, события на Масличной горе. Мне как политологу понятно: приходят два отряда: отряд от Прокуратора и отряд от Первосвященника. Что это значит: почему два? Почему не один? Это странно, и, как минимум, говорит о том, что они не доверяют друг другу. Это косвенное свидетельство.
Но есть и более крутые вопросы. Если Господь мог сотворить потомков Авраамовых «из камней сих», как сказал Иоанн Предтеча, то у меня возник вопрос: «Почему там и тогда?» Владыка, принимавший исповедь, смеясь, сказал мне: «Вы не имеете право хулить Духа Святого, а искать ответы… Писание для того и создано, чтобы человек творчески искал ответы и находил их».
Поэтому меня интересуют евангельские события как политические. Потому что речь идет не о ком-нибудь, а об имперском Риме, с которым это связано, там есть реальные персонажи. События, которые состоялись до рождения Спасителя надо исследовать. В какой момент Он рождается, и какая там политическая ситуация, в каких отношениях находятся те или иные группы. Почему фарисеи — св. Никодим, Иосиф Аримафейский — отстаивают Его невинность на Синедрионе, а потом вообще убегают? Потому что им приходится скрываться для того, чтобы не подвергнуться репрессиям. Это реальные люди. Там очень серьезная интрига.
А кто такой Понтий Пилат — человек того времени? Он чему поклоняется? Если чуть-чуть пальцем поскрести — он митраист, то есть поклоняется Митре. А кто такие фарисеи? А это, помимо прочего, персизаторы, они сочувствуют не Риму, как саддукеи, а как раз Ирану, который тут недалеко.
После этого — поклонение волхвов. Во всех книгах они обозначены как маги — это термин «священнослужитель» зороастрийского культа. Следовательно, служители зороастрийского культа приходят поклониться Спасителю. Что это значит? Это значит, что мы в христианстве очень уважительно относимся к первой религии Откровения — зороастризму, хотя об этом ничего не сказано. А дальше думай.
— Теперь вопрос вам, как политологу-востоковеду. Россия и Турция на протяжении всей истории являлись противоборствующими сторонами. В последнее время мы видим сближение двух стран. Но Турция дает обещание построить на Украине завод по производству «байрактаров»; проводит свою национальную политику в Азербайджане; демонстрирует карты, на которых российские территории входят в состав Великого Турана; Иран заявляет, что не потерпит никаких посягательств на целостность Армении, т. к. считает это ударом по своему суверенитету. При этом Россия, если посмотреть со стороны, больше склонна к сотрудничеству с Турцией. Может быть, у президента Турции есть какие-то козыри?
— Да, конечно. Это транзитная территория. Но я считаю, что сближения именно стран нет. Бизнес-интересы — да, но не сближение. Россия для Турции — недопобежденный враг, как и Турция для России. А взаимодействие есть. Мы — соседи. А как быть? По-другому никак. Почему мы создаем столь дорогостоящие объекты, да еще за свои деньги? Если отношения будут хорошими, почему бы и нет, а если плохими — может быть, нам эти объекты и достанутся. Та же АЭС «Аккую» довольно близко расположена от сирийской границы.
Что касается Ирана — нам с ним нечего делить. Здесь совсем иная парадигма исторического политического действия. Это старая империя, так же, как и мы. Она, конечно, постарше на полторы тысячи лет, тем не менее, здесь иная политическая традиция, и здесь не заложена враждебность. Нам незачем воевать. Поэтому в Закавказье, как в подмандатной территории, должны быть либо мы, либо Иран.
Ведь народы Кавказа рассорены между собой, а крупных политиков после Гейдара Алиева я не вижу. Вот он мог сделать Закавказье субъектом мировой политики. Для этого мало того, что надо было договориться с Грузией, деликатно действуя; мало целовать армян в лобик, чтобы они захотели быть в составе Азербайджана. Ничего сделано не было, всех развели в разные стороны. Поэтому это либо территория влияния и опора России, либо Ирана.
В отличие от Турции, Иран не растрачивает ресурсы на удержание народов, которые в нем жить не хотят. Это очень важно. Иран не прихватывает проблемные территории, потому что любую такую территорию нужно удерживать. Ведь она находится на периферии, на границе, а это довольно трудно. Заметьте, сколько у нас ругали Империю и советскую власть, которые правильно действовали, но в результате на периферии жизнь была более благополучной, чем в центральной России. Нам эти республики много чего давали. Неправильно их обвинять в том, что они были чистыми нахлебниками. Это шапкозакидательство, очень примитивный лозунговый подход. К 1960 году, например, вся территория Армении, а она гористая, сложная, была электрифицирована, телефонизирована, газифицирована. Почему? Потому что буквально через границу стояли 3-я полевая армия Турции и американская натовская база на Арарате. Поэтому было необходимо создать такие условия.
То же самое в Грузии. Растут антизападные настроения. Вы видите, что правящая партия хочет объявить импичмент президенту Саломе Зурабишвили, которая вроде бы француженка, а на самом деле проамериканская тетка. В Грузии — та же тенденция, что и в Прибалтике. А вот Азербайджан жестоко заточен против России.
Я в своем телеграм-канале разместила очень знаковое выступление Алтая Эфендиева на сессии ГУАМ в августе этого года. Он является Генеральным секретарем этой организации, в которую входят Украина, Азербайджан, Молдавия. Послушайте, что он говорит о России, какой она агрессор. А он — в ранге полномочного чрезвычайного посла. Как считаете: такое может говорить человек, мнение которого не совпадает с мнением главы государства? У нас союзническое взаимодействие с Азербайджаном, но все в разрез этому союзничеству. При этом в Ереване это видят и понимают, что для России Азербайджан дороже, чем армянские интересы. Я сейчас не о Николе Пашиняне говорю. Пока в Армении нет бытовой русофобии и, дай Бог, ее не будет к русским людям, к звучанию русского языка. Могут, конечно, НКОшники набрать сумасшедших, которые станут этим заниматься, не исключаю. Но в принципе в обществе такого нет. Армяне в этом отношении на редкость терпимые. Может быть, поэтому живут в разных странах и понимают, что человек, живущий вне пределов своего отечества, всегда уязвим. Какое-то такое чувство всегда есть.