Крупнейшие западные компании громко отказались от российского титана, но по-тихому закупили его на сотни миллионов долларов. Импортеры утверждали, что их выручают солидные запасы и альтернативные производители. Теперь же боятся дефицита критического сырья и угроз для оборонной и авиакосмической отраслей, если поставки действительно прекратятся.
Накупили все
Российская компания «ВСМПО-Ависма» не попала в западные черные списки, хотя среди ее владельцев — подсанкционный «Ростех». Против крупнейшего производителя титана полного цикла (от сырья до изделия) американцы ввели только экспортный контроль, который не запрещает импорт. Тем не менее самолетостроители обещали не покупать российскую продукцию.
В Airbus еще в декабре 2022-го заявляли, что откажутся «от поставок в течение нескольких месяцев». «Мы находимся в процессе отхода от России», — говорил директор Airbus Defence & Space Майкл Шеллхорн.
В Boeing в марте 2022-го уверяли, что есть «значительные запасы», сформированные в том числе благодаря созданию пула поставщиков по всему миру, поэтому обойдутся без российского титана.
Но аналитики уже тогда говорили, что сотрудничество с Москвой «по-тихому» восстановят. Судя по всему, так и произошло.
Как сообщила The Washington Post, все это время Запад продолжал закупать титан из России. По данным газеты, «ВСМПО-Ависма», не подпавшая под санкции, только в 2022-м реализовала 15 тысяч тонн на 370 миллионов долларов, причем большую часть — в Великобританию, Германию, Францию, США.
Выяснилось, что все основные поставщики авиастроительных гигантов приобретали именно российский титан. Французская аэрокосмическая группа компаний Safran, изготавливающая шасси, в том числе для Boeing, в 2022-м увеличила импорт до 20 миллионов долларов (в 2021-м было 8,6). В британской Rolls-Royce, выпускающей двигатели для Airbus и Boeing, о прекращении импорта сообщили весной 2022-го. В итоге закупили на 6,7 миллиона долларов больше, чем годом ранее.